Основной принцип, по которому я выбираю страну для кампании в EU4 - это модельки солдат на карте. (Нравятся голландцы, немецкие княжества, папские войска, польские, французские и испанские.) У британцев уродская медвежья шапка, но за красный мундир и белый ремень я готов им все простить.
Колониальные же войска в не столь парадных мундирах и треуголках.
С получением 26 уровня военных технологий у меня резко падает интерес к игре за Британию (и некоторые другие страны), ибо солдаты получают новое обмундирование и кивера времен Наполеона
У французов и испанцев же вместо киверов куда более приятные для меня двууголки, но у меня нет никакого желания играть за месье лягушатников и неумытых донов
Англия казалось бы легкая для игры страна на острове, которую почему-то любят советовать новичкам, но новички из-за отсутствия навыков вряд ли смогут достичь успеха и достаточно развиться (хотя некоторые считают за успех выживание до конца игры), поскольку Англия сильна флотом, ее же армия будет неспособна выстоять без значительного численного перевеса против армий большинства других европейских стран. Целью этой кампании я сделал торговлю и колонизацию (чего раньше особо не делал), а также невмешательство в европейские дела и попытки построить достаточно выдрессированную и конкуретоспособную армию (помнится как-то раз в сетевой игре на ура кромсал красных мундиров будучи Скандинавией, а у нее войска все-таки хуже французских и куда уж там им до прусских - способных печатным шагом вдавить в грязь в десятки раз превосходящего по численности врага), что в какой-то степени удалось, и во время тестов мои 60к с 128% дисциплиной смогли выдержать 50к французов (обычно надо в полтора-два-три раза больше британцев, чтоб выстоять против лягушатников на суше) с большим боевым духом (7.4 против моего 6.8) и с продвинутым на пару пипсов генералом, также убравшим французам дебаффы от нападения. Но конечно все эти характеристики войск теряют свою значимость от всемогущего рандомного кубика.
За время прохождения кампании у меня на островах наклюнулись два центра (из семи) с недавно введенными институтами, которые надо осваивать, дабы удешевлять технологии
Это я вторгаюсь в Китай с солдатами, дисциплинированными на 128%.
Карта моих территорий, над которыми не заходит солнце (бирюзовые - колониальные автономии, зеленые - владения, желтые - в большинстве своем отданы торговым компаниям) и союзников (в Америке синие Ирокезы, в Индии Бенгалия). В этой кампании я старался избегать союзов с европейскими странами, поскольку в Европе у меня не было никаких интересов, и отделял меня от нее Ла-Манш с парой-тройкой десятков линейных кораблей.
С кораблями я конечно слегка переборщил, поскольку содержал сверх лимита около 90 кораблей, что выливалось в 35 монет ежемесячных расходов помимо их стандартного содержания. 35 монет это доход многих небедных-небогатых стран за год, в начале игры.
Вот политическая карта на тот момент, когда расхотелось играть (когда получил солдат в киверах). Швеция создала Скандинавию, крупнейшие колонии у меня, Португалии, Испании и надо полагать России (Сибирь же). В Европе Португалия выжила благодаря дружбе с Испанией (иначе ее к 1500 году съела бы та же Испания), Франция как ни странно не стала гегемоном, ее постоянно дербанят то с юга, то с востока, Австрия влачит свое существование, Венгрию съели, Богемия проглотила немецкие княжества вокруг себя, Брабант растет вместо Голландии/Нидерландов, Польша-Литва не объединились.
Также подумываю о коопе за одну страну, чтоб одновременно обустраиваться и в Америке, и в Индии.